Музыкально-философские радиоспектакли А.Г. Дугина. Finis Mundi (Конец Света)
Альбом: vk.cc/6YANmt
Музыкально-философские радиоспектакли Finis Mundi, посвященные великим личностям из разных сфер жизни — культуры, политики, литературы, науки, войны, поэзии, мистики. Всего 16 частей. Вначале они были задуманы как радиопрограммы, но скоро стало очевидно, что такое определение к этим уникальным и не имеющим аналогов произведениям не подходит. Они могут быть рассмотрены и как информационные лекции по философии, литературе, истории, социологии и т.д. Вместе с тем это законченные музыкальные произведения, интересные сами по себе. Одновременно — это спектакли с цельным сюжетом, актерами, развитием мысли и действия. Наконец, это инициатические вполне ритуальные фрагменты, позволяющие восходить по ступеням пробуждения.
Автор — философ, социолог Александр Дугин
1. Рене Генон: Свидетель верный и истинный
«Индуистская доктрина учит, что человеческий цикл, называемый Манвантарой, делится на 4 периода. В течение которых изначальная духовность все более и более затемняется. Эти периоды древняя традиция Запада называла Золотым, Серебряным, Бронзовым и Железным веками. В настоящее время мы находимся в 4-ом веке, в кали-юге или в"Темном веке", причем, согласно индуистскому учения, мы пребываем в нем уже 6 тысяч лет и несколько столетий, т.е. со времен, гораздо более древних, чем те, которые известны так называемой "классической истории"».
— Так говорил Рене Генон, самый мрачный и глубокий, самый неожиданный и революционный человек нашего времени.
2. Юлиус Эвола: Магический путь интенсивности
«Современная цивилизация Запада нуждается в кардинальном перевороте, без которого она рано или поздно обречена на гибель.
Эта цивилизация извратила всякий разумный порядок вещей.
Она превратилась в царство количества, материи, денег, машин, в котором больше нет воздуха, свободы, света.
Запад забыл о смысле приказания и повиновения.
Он забыл о смысле действия и размышления, о смысле иерархии, духовного авторитета, божественного присутствия».
Нет, это не тексты Рене Генона, критика современной цивилизации номер 1. Генон выражался спокойнее, отвлеченнее, академичнее. Это слова, открывающие книгу его итальянского сподвижника Юлиуса Эволы. Генон был персоной жреческого типа, для него мысль была намного выше действия, а бесстрастная истина привлекательнее стихии борьбы и сопротивления. Эвола воплощает в себе именно воинский. Кшатрийский дух. Там, где у Генона констатация, — у Эволы — призыв, где у Генона утверждение, у Эволы — политическое действие, у Генона — разоблачение, у Эволы — идейная и физическая битва.
3. Густав Майринк: Дыхание костей
«Господин императорский лейб-медик рассеяно сидел за бутылкой Мельника, в утробе которой электрическая настольная лампа рождала вспышки рубиновых искр.
Временами поднимая голову, он видел в дверном зеркале второго императорского лейб-медика при этом всякий раз к нему возвращалась одна и та же мысль: как в сущности удивительно зеркальное отражение поднимало бокал левой рукой, в то время как сам он использовал правую и перстень с его левого безымянного пальца двойник может носить только на правом.
Там происходит странное обращение, оно должно было бы внушать ужас, если бы мы не привыкли с детства видеть в нем нечто само собой разумеющееся. Гм. Но где в пространстве может происходить такое обращение? Да, да, конечно: строго говоря, в некоей единственной математической точке... Весьма примечательно: в такой крошечной точке может происходить больше, намного больше, чем в самом протяженном пространстве!...».
Этот пассаж из книги Вальпургиева Ночь австрийского писателя Густава Майринка прекрасно характеризует его мировоззрение.
Волшебная точка, уникальное пространство, в котором происходит контакт посюстороннего с потусторонним, тревожный, зловещий, магический миг перехода от этого к Иному, от времени и пространства к вечности и вездесущести, от конечного и преходящего к бесконечному и нескончаемому...
4. Жан Бьес: Paradosis Paradeisos
Прозрение наступило после знакомства с книгами Генона. О катастрофическом состоянии нашей цивилизации, о глубокой порчи современного мира Жан Бьес интуитивно догадывался… Но у Генона все вещи получали свои подлинные имена, его интонации были не догадками талантливого мыслителя, но холодными формулами страшного и бесповоротного приговора, произнесенного от имени Свидетеля — Свидетеля с большой буквы...
5. Мирча Элиаде: Вечное возвращение
Последние тридцать лет характеризуются возрастающим интересом к культуре так называемых «примитивных» или «отсталых» народов.
А параллельно этому все отчетливее желание ввести архаические аспекты культуры и особенно фольклор и творчество экзотических народов — центрально африканцев, австралийцев, эскимосов и т. д. — в общекультурный контекст.
В последние годы это стало общим местом не просто интеллектуальных салонов или художественных выставок, но и расхожим штампом повседневной моды — привычным элементом дизайна, массмедийным клише, обычной формулой тех «звуковых обоев», в которые превратилась сегодня музыка…
Но мало кто знает, что эта реабилитация архаического начала имеет автора. Изначально за этим стояла фигура отважного и мудрого исследователя, нонконформиста, разбивающего поверхностные скрижали современного мира. Имя этого «реставратора архаического» — МИРЧА ЭЛИАДЕ.
Именно он впервые ввел в культурный контекст многие сугубо традиционалистские понятия, которые раньше оставались достоянием только закрытых и крайне узких кругов. Благодаря Элиаде такие термины как «инициация», «сакральное», «ностальгия по Истоку», мифологическое время и т. д. стали привычными в языке наших современников.
6. Фридрих Ницше: путь к Сверхчеловеку
Великий пророк, непонятый временем. Гениальный провидец, смотревший настолько выше человеческих высот, что представлялся шутом или безумцем… Вся философия двадцатого века будет ничем иным, как комментарием к Ницше. Он — свидетель современности. Он — обличитель человечества. Он — пророк Будущего. Он провозгласил о Неизбежном, Необходимом, Невозможном… Он оповестил нас о приходе СВЕРХЧЕЛОВЕКА.
7. Жан Парвулеско: От Симона Мага до Фантомаса
Это человек не просто загадочен и странен, даже самых глубоких знатоков энигматики и любителей оккультного он заставляет вздрагивать.
Странный румын, появившийся в конце пятидесятых в творческой европейской богеме, пропитанный мистицизмом, связанный со всеми тревожными, таинственными сторонами современной реальности — от французского издания Лавкрафта и Кроули и дружбы с Эзрой Паундом, Раймоном Абеллио и Юлиусом Эволой до участия в таинственном ордене «45 секретных компаньонов», который возглавлял генерал Де Голль.
Политика, поэзия, расшифровка сновидений, тайная история, визионерство, кинематограф, оперативная магия, каббала, тревожное пространство между мифом и жизнью, промежуточный пласт, когда вы уже начали просыпаться, но странно застряли между сном и бодрствованием, оказались в лабиринте загадочного мира, где все ровно наполовину знакомо, а наполовину невероятно — вот что такое Жан Парвулеско, Superior Inconnu, Высший Неизвестный.
8. Ги Дебор: Кошмар Общества Зрелища
В веселую эпоху начала 50-х, когда авангардист Мишель Мурр, переодетый доминиканцем, провозглашает во время пасхальной седмицы в Нотр-Дам длинную суперрадикальную ницшеанскую проповедь, когда «ателье экспериментального искусства», выставив работы некоего «Конго» и получив позитивный отзыв авангардных критиков, объявляет, что автором работ была обыкновенная шимпанзе, в нонконформистскую вселенную врывается молодой гений Ги Дебор, радикальный и беспощадный.
9. Граф Лотреамон: Крылатые спруты сознания
Изидор Дюкасс, граф Лотреамон написал в соей жизни очень мало произведений — 6 песен Мальдорора и афоризмы, объединенные в сборник «Поэзия». Эти тексты были напечатаны мизерным тиражом и остались совершенно незамеченными. Но он создал целую Вселенную, краткую, но бесконечно экспрессивную. Он выразил великое послание, разгадка смысла которого преследовала лучшие умы двадцатого века, и надо сказать, что, наверное, мы так и не приблизились к пониманию того, кем он был и что он сказал. Ясно лишь, что он вынес какой-то чудовищный приговор, что сообщил о немыслимой по жестокости и адской напряженности драме, пронизывающей всю Вселенную, от которой не спасает ни смерть, ни тем более жизнь, ни совершенствование в мудрости, ни опасные дороги безумия… Тот, ужас, который принес Лотреамон находится в такой головокружительной и вместе с тем такой плотски ощутимой, интимно близкой нам сфере, что многие другие суровые и действительно ужасные вещи кажутся плоскими и мало интересными. Если поддаться на бритвенный, холодно кровавый, математически ясный, метафорический, текстуальный террор Лотреамона, почти все остальное станет вполне приемлемым. Никогда еще ужас, жестокость и красота не были такими холодными, такими леденяще прозрачными, такими неизбывно острыми…
Материал подготовлен сообществом Art Traffic. Культура. Искусство